Выбор CMS для сайта
Вы решили делать сайт. Современный сайт невозможен без системы управления контентом (CMS), и к выбору её надо подходить ответственно. Практика показывает, что многие компании и организации выбирают, ориентируясь на не самые важные критерии.
Ошибочные критерии выбора CMS
Простота для новичка
Человеку, не умеющему программировать и верстать, предлагают простые решения для создания сайта: расставить блоки в визуальном редакторе. Решается это двумя путями: жёсткой привязкой к заданному шаблону или использованием плагинов. Такие решения чреваты следующими недостатками:
- Ограниченная функциональность. Вы не сможете внести никаких правок в предустановленные шаблоны. В некоторых случаях – даже за деньги, обратившись к профессиональному разработчику. Просто потому, что платформа этого не предусматривает.
- Программные ошибки и конфликты. Если вы используете плагины (как это делается в Wordpress) вы рискуете столкнуться с программными конфликтами. В худшем случае такое может привести к неработоспособности сайта.
- Тяжёлый перегруженный код. Сайты, сделанные из множества модулей, отличаются тяжёлым, «грязным» кодом, с множеством комментариев (в том числе рекламных), внедренными стилями оформления и javascript. Это негативно сказывается на быстродействии сайта и простоте доступа к контенту поисковых роботов, и, как следствие, SEO продвижении сайта. В большинстве случаев оптимизировать такой код нельзя – каждое обновление плагина будет возвращать весь программный «мусор» на место.
Низкая цена или бесплатное предложение
Как правило, отсутствие платы за сервис или программное обеспечение означает вот что:
- Разработчик выкладывает в общий доступ продукт с ограниченной функциональностью, чтобы продавать полнофункциональные версии.
- Это продукт по модели Open Source. Как правило, это значит, что понадобятся серьёзные технические доработки, сделать которые под силу лишь профессиональному разработчику. В противном случае доступен будет лишь базовый функционал, чьи возможности обычно недостаточны для серьёзного проекта.
- Проблемы с безопасностью. Этим свойством отличается, например, Wordpress: если вы посмотрите серверные логи доступа на своём сайте, то увидите визиты зловредных ботов, сканирующих сайт на известные ботоводу уязвимости. Методично обходя все сайты подряд, рано или поздно они находят Wordpress с незакрытыми брешами в системе безопасности. После этого сайт взламывается без помощи человека, по заданному алгоритму.
Маркетинговые уловки и реклама
Контекстная реклама делает своё дело, и многие люди делают свой выбор, поддавшись на рекламные обещания. Например, многие представители малого бизнеса или производители ремесленных поделок, ведшие дела в Instagram, в какой-то момент поняли, что могут в одночасье лишиться всего контента, да и просто не хватает возможностей соцсети. И массово стали делать сайты на платформах-конструкторах, поддавшись рекламным уговорам и по примеру своих друзей не вдаваясь в подробности технических возможностей и ограничений платформы.
Примечание. В каждой сфере есть свои актуальные стандарты, и их надо учитывать. Но вы должны понимать, почему именно эта система – стандарт. «Все побежали – и я побежал», – плохой аргумент. Но об этом – ниже.
Чем может обернуться ошибка
В некоторых случаях звезды могут сложиться так, что выбор, основанный на ложных критериях, окажется удачным. Или сайт не очень нужным для бизнеса. Но чаще владелец сайта сталкивается вот с какими трудностями:
- Сайт не справляется с возложенными на него функциональными требованиями. Например, он должен был продавать – но не продаёт. Он должен был стать лицом компании – но что-то с этим лицом не так. И в поисковой выдаче его тоже почему-то нет.
- На сайте постоянно оказывается какое-то зловредное программное обеспечение, посетителей перенаправляет на явно нехорошие площадки, а поисковые системы предупреждают посетителей о том, что сайт опасен.
- Пришла пора масштабировать сайт, но оказалось, что вносить правки – дороже, чем заказать новый: разработчики CMS давно прекратили её развитие, специалистов по ней нет, а сама система настолько устарела, что найти подходящий хостинг для неё практически невозможно.
В таких обстоятельствах приходится заказывать новый сайт, а это – дополнительные траты, потеря времени и упущенные возможности для бизнеса.
На что ориентироваться, заказывая сайт
Основные критерии:
- Соотношение цена разработки/цена технической поддержки. Если у вас нет бюджетов на техническую поддержку сайта, вам придётся заниматься этим самостоятельно. Сайт без постоянного администрирования нормально работать не может: его нужно защищать, развивать, обновлять, следить за тем, чтобы всё работало исправно. В некоторых случаях с этим может справиться почти любой человек, осиливший изучение мануала, в других вам понадобится профессиональная техническая поддержка, а она стоит денег.
- Функциональные возможности. Есть системы управления контентом универсальные, есть – заточенные под узкие задачи. Если вы собираетесь развивать серьёзный интернет-магазин, вам не подойдёт Wordpress. Если вам нужен простенький сайт-визитка, не стоит отдавать деньги на «Битрикс» версии «Бизнес».
- Возможность поискового продвижения. К сожалению, многие системы управления контентом в принципе не подходят для SEO, и в топ-10 могут оказаться лишь в случае, если сайт сделан под поисковый запрос без конкуренции. Таковы, например, сайты, сделанные на Wix: их можно использовать для формального присутствия в веб («чтобы было»), или в качестве посадочных страниц для контекстной рекламы Яндекс.Директ. Для поискового продвижения они не годятся.
- Возможность дальнейшего масштабирования и интеграции с внешними сервисами. Подумайте, в каком направлении будет развиваться ваш сайт и бизнес в целом. Это даст возможность определить, нужно ли вам масштабирование. Если даже теоретически – нет, то этот пункт можно проигнорировать.
Средний срок жизни каждой версии сайта – 2-3 года. За это время дизайн сайта успевает устареть, накопить естественные ошибки, подвергнуться так называемому «синдрому естественного развития». Это значит, что сайт пора обновлять.
Но как именно выбрать систему управления контентом? Из чего выбирать? Вот практические рекомендации.
- Выясните, что является отраслевым стандартом CMS в вашей области. Сделать это можно несколькими способами:
- Составьте список сайтов, которые можно считать вашими конкурентами, или список лидеров в этой области. Воспользуйтесь интернет-сервисом, определяющим систему управления контентом каждого сайта в списке. Таким образом вы сможете быстро выяснить, какие CMS максимально соответствуют требованиям для ресурсов, подобных вашему.
- Почитайте обсуждения в профильных сообществах в интернет и соцсетях: эта тема поднимается постоянно, не теряя актуальности. Так, в Facebook есть сообщества владельцев интернет-магазинов, и вы из первых рук можете узнать о достоинствах и «подводных камнях» выбранной CMS.
- Обратитесь в веб-студию, которой планируете заказать сайт, и попросите предоставить аргументы в пользу предлагаемой системы управления контентом. Понятно, что каждая веб-студия работает с определенным набором CMS, и вы едва ли услышите негатив об этих системах. Но проверить аргументы в наше время не составляет проблемы, в вашем распоряжении – огромное количество интернет-ресурсов, экспертов и пользователей этих CMS.
- Выясните слабые места выбранной CMS. Вам надо уточнить недостатки с точки зрения технической поддержки, наполнения контентом, поискового продвижения и безопасности.
- Оцените среднюю стоимость разработки и технической поддержки сайта на выбранной CMS. Способов сделать это быстро несколько: позвоните в веб-студии, оказывающие услуги разработки, или ознакомьтесь с прайс-листами на стандартные услуги. Понятно, что это будут очень приблизительные цифры. Фрилансер с биржи или мальчик-сосед возьмётся за такую работу за сумму в несколько раз меньшую, а Тёма Лебедев умножит эту сумму в сотню раз.
Сейчас простой сайт на готовом шаблоне Wordpress обойдётся вам в 25-50 тысяч рублей, сайт на «Битрикс» – от сотни тысяч в зависимости от редакции CMS и особенностей технического задания.
Такой информации достаточно, чтобы сделать выбор и приступать к составлению технического задания для разработчиков. О том, что надо включить в ТЗ, мы расскажем в одной из следующих статей. Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы не пропустить!
Студия «Сайт-Протект» разрабатывает сайты на «Битрикс» и ModX. Для интернет-магазинов мы используем «Битрикс», для сайтов-визиток, каталогов и информационных ресурсов – ModX. Если хотите заказать у нас разработку сайта – звоните или пишите, наши консультанты ответят на все вопросы.
Давайте обсудим Ваш проект?
Заполните форму и мы перезвоним в ближайшее время, чтобы проконсультировать вас по интересующей услуге: создание сайтов, SEO продвижение или реклама в интернете.
Либо позвоните нам -
+7 495 154-63-82